Московские Аптеки: Отсрочка платежей — единственный шанс выжить для аптеки
ВАМ НЕОБХОДИМ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ?
ЗВОНИТЕ: 8 (925) 822-7070
ПИШИТЕ НАШИМ ЭКСПЕРТАМ:info@pharm-expert.ru
Рынок лекарств: актуальные новости и комментарии экспертов
Сегодня:

Московские Аптеки: Отсрочка платежей — единственный шанс выжить для аптеки [ссылка]

В 2016 г. продолжится устойчивая тенденция последнего года — цены на лекарства будут по–прежнему достаточно жестко привязаны к курсам валют.

Иванова Настасья 
Управляющий директор фармдистрибутора "Интер–С Групп"

При этом данное утверждение будет в равной степени относиться как к препаратам зарубежного производства, так и к российским лекарствам, поскольку субстанции для производства медикаментов в подавляющем объеме являются импортными и закупаются в валюте.

Спрос на лекарства будет, как и в 2015 г., снижаться и перераспределяться в сторону сегмента продуктов с наиболее низкими ценами. В прошлом году опросы населения показали, что почти половина респондентов сократила свои траты в аптеках, приобретая медикаменты по промоакциям или выбирая более доступные по цене аналоги требуемых лекарств. В этом году в силу экономических причин людей, которые будут экономить на собственном здоровье, станет больше.

Анализируя текущую рыночную конъюнктуру, можно отметить, что наценка на лекарства увеличивается в большей степени на продукцию низкого ценового сегмента, т.к. именно в таких лекарствах производители закладывают наименьшую маржу. В 2016 г. западные фармконцерны продолжат сокращать поставки препаратов из перечня ЖНВЛП. И, в первую очередь, это коснется тех из них, рентабельность которых находится в отрицательной зоне. В настоящий момент на складах оптовиков происходит вытеснение импортных лекарств из списка ЖНВЛП продукцией российского производства, поскольку сейчас это единственная категория, которая может индексировать свои цены в данном сегменте. Тем не менее, в российских аптеках и в целом на рынке по-прежнему находится широчайший ассортимент лекарственных средств, но в силу высоких цен на медикаменты и низкой платежеспособности населения их доступность стала весьма ограниченной.

Ряд экспертов фармрынка придерживаются мнения, что именно аптека из всех участников процесса лекарственного обеспечения населения ответственна за завышение цен на ЖНВЛП, а в качестве меры наказания предлагается ввести штрафные санкции, приостановление или даже лишение лицензий. Однако переводить всю ответственность только на одного участника цепочки неправильно.

Законодательством четко определены уровни торговых надбавок сегмента ЖНВЛП в каждом звене "производитель — дистрибутор — аптека". Соответственно, ответственность за завышение цен должен нести тот, кто нарушил это требование закона на своем участке. Если его нарушили двое участников — они оба должны нести ответственность, если трое — ответственность должна коснуться каждого. Тем не менее, до сих пор остается открытым вопрос: каким же образом от дистрибутора может попасть в аптеку товар с заведомо завышенной ценой? Ведь такой товар аптека в принципе не должна закупать как нарушающий законодательство, и, кроме того, выявив такое нарушение со стороны дистрибутора, директор аптеки должен информировать соответствующие госорганы. Это же касается и отношений дистрибутора с производителем.

Но если уж препарат из списка ЖНВЛП добрался до полки аптеки, и конечный потребитель вдруг видит несоответствующие цены, то, по сути, эти цены предлагает ему именно аптека, и именно аптека должна нести ответственность в данном случае. Но даже при максимально возможном ужесточении законодательства в этой сфере введение штрафов и аннулирование лицензий в данный момент не сможет стабилизировать цены на лекарства и предотвратить исчезновение дешевых препаратов.

Что касается сотрудничества фармдистрибуторов с аптеками, то в настоящий момент просьбы со стороны аптечного звена об отсрочке платежей — одно из основных требований на рынке. В этом нет ничего удивительного. Но если раньше отсрочка платежей в отношениях с поставщиками являлась только главным методом управления товарными запасами, то сегодня она становится чуть ли не единственным способом для аптеки выжить в текущим условиях. Кроме того, аптеки сокращают сами товарные запасы и увеличивают спектр продукции, которую они отказываются брать из–за фактора рентабельности. Больше всего отказов встречает новая продукция и новые лекарственные бренды, но этот момент не касается расширения линеек уже известных и популярных лекарств. В 2016 г. такая тенденция также продолжится.

Подводя краткий итог, можно отметить, что лекарственное обеспечение населения страны на сегодняшний день находится на недостаточном уровне, а выход из кризисного положения на фармацевтическом рынке только один — стабилизация макроэкономической ситуации в стране.